Версия для печати
Требования безопасности при передвижении по скалам

Требования безопасности при передвижении по скалам

 

1. Самое важное - соблюдать принцип постепенности при выборе объектов для восхождения, исключающий несоответствие между степенью подготовленности группы и трудностью маршрута. Команда должна быть максимально согласованна в своих действиях и особенно партнеры по связке. На очень сложных участках, идущий первым должен быть освобожден от груза. А при преодолении таких технически сложных мест использовать нужно двойную веревку, каждая из веревок должна быть не менее 10 мм толщины.

2. Не забывайте, что основная работа при лазании выполняется ногами. С помощью рук турист балансирует - поддерживает устойчивость тела, держась за зацепки, находящиеся немного выше головы и не ниже пояса. Положение тела диктуется особенностями рельефа: нельзя допускать частого отклонения тела от вертикали. При движении по скалам всегда нужно соблюдать три точки опоры, а при прохождении снежных и ледовых склонов - две точки. Нужно проявлять максимальное внимание как при подъеме на вершину, так и при спуске с нее.

3. При восхождении каждый турист должен иметь сблокированную обвязку и "беседку", 3 карабина, 2-3 крюка, перевязочный пакет и петлю самостраховки. Перед использованием опоры нужно попробовать ее прочность. При лазаньи необходимо избегать перекрещивания рук и ног, что уменьшает устойчивость тела. Запрещается лазить без каски, изготовленной из высококачественного материала. Не допускать необоснованно больших расстояний между крючьями, больше крючьев забивать на первой половине веревки.

Основные правила:

1. При лазании не допускать резких движений, не опираться на колено.

2. При лазании разумно использовать силы.

3. Не допускать слишком малой длины веревки между партнерами, что затрудняет действия, а в случае падения увлекает всю связку.

4. При верхней страховке веревка должна проходить между руками поднимающегося и не мешать использованию зацепок.

5. Первая связка и руководитель группы внимательно выбирают путь движения.

6. При движении по сложным участкам, требующим иной страховки, подъем производить связками по 2-3 человека.

7. При движении в тройке средний, если он болен, слабо подготовлен физически или технически, подстраховывается как первым, так и третьим в связке.

8. При движении в тройке по глубокому снегу, непрочному льду или скалам, когда страховка одним человеком недостаточна, целесообразно первым идти третьему на страховке товарищей. Такая одновременная страховка должна учитывать направления движения и максимально допустимое расстояние между спортсменами.

9. При восхождении лидерство в связке может взять на себя один скалолаз, если:

- партнер идет на пределе своих технических возможностей и не способен уверенно вести связку,

- партнер сильно утомлен, легко ранен или у него явно нарушено психологическое равновесие.

10. При сигнале о падающем с отвесной стенки камне, не поднимать головы, плотнее прижаться к скале.

11. При подъеме прямо вверх по крутому склону носки развернуть, при траверсировании - один носок развернуть в сторону долины, другой - в сторону движения.

12. При спуске прямо вниз опираться на пятки, а тело не наклонять сильно вперед, назад или в сторону.

13. При стенных восхождениях иметь вспомогательно-спасательную группу.

14. При ухудшении условий на трудных участках применять дополнительные приемы: идущий первым во второй связке поднимается по веревке первой связки, навешиваются дополнительные веревки и лесенки.

15. При снегопаде прекращается подъем или предпринимается спуск по веревке (по усмотрению руководителя): продолжается движение с принятием дополнительных мер безопасности (забивается побольше крючьев, используются перила, другие приспособления).

16. При движении по перилам:

- не становиться больше одного человека между двумя крюками;

- вертикальные перила проходить с самостраховкой с помощью репшнура, отстоящего на расстоянии локтя от груди;

- при движении не отцеплять схватывающий узел от карабина.

17. При опасности поражения молнией:

- прекратить подъем и начать немедленный спуск;

- подложить под себя смотанную веревку или другое личное снаряжение;

- весь железный инвентарь положить в 10-15 м в стороне от места пребывания людей.

Правила безопасности при страховке на скальном рельефе 

1. Страховка и самостраховка обязательна, когда существует угроза падения, получения травмы и когда отсутствует возможность самозадержания. В походах выбираются наиболее эффективные способы страховки с учетом места. Страховка и самостраховка выполняется с использованием различных опор (крючьев и т.п.).

2. Страховка осуществляется двумя руками через хорошо забитый крюк, дерево или предварительно обработанный скальный выступ. Положение тела туриста и страховочной веревки должно обеспечивать устойчивость. При этом не допускать большого провисания веревки - это увеличивает силу динамического удара. Во избежание травм держать руки близко к карабину или скальному выступу запрещается. Турист, не подготовленный к организации надежной страховки в различных условиях, не должен допускаться к восхождению.

3. Самое важное - быстрота передвижения не должна достигаться за счет уменьшения безопасности. Обязательно непрерывно следить за состоянием звеньев, составляющих цепочку: крюк (ледоруб) - карабин - веревка - турист.

Правила страхующего

1. Страхующий для предохранения головы от ударов, а рук и тела от ожогов должен быть одетым, действовать в каске, рукавицах.

2. Страхующий не должен стоять под лезущим вверх.

3. Страхующий внимательно следит за действиями партнера и своевременно выдает или выбирает веревку.

5. При падении страхующий должен протравить веревку согласно нормативам, что уменьшает силу динамического удара.

6. Существуют два вида страховки - переменная и одновременная. При переменной страховке один из туристов должен стоять на самостраховке на одном месте и быть готовым удержать на веревке сорвавшегося товарища. На сложных и опасных участках одновременное движение всей связки не допускается. На маршрутах, требующих попеременной страховки, связка должна состоять не более чем из 3 туристов.

7. Одновременная страховка допускается лишь в относительно легких случаях при движении:

- по пологим склонам с большим количеством скальных выступов;

- по несложным хребтам и гребням;

- по наклонным снежным и ледовым склонам, когда отсутствует серьезная опасность падения;

- по закрытым ледникам.

8. Запрещено всем туристам в связке двигаться одновременно при одновременной (взаимной) страховке, организуя страховку в процессе движения. Не допускать одновременной страховки при движении по несложным, но опасным маршрутам. На сложных участках попеременную страховку заменять одновременной категорически запрещено.

Правила безопасности при спуске на верёвке

1. Закрепление веревки для спуска производить только за надежные, хорошо проверенные опоры. Не использовать старых крючьев, сгнивших кусков веревок, непрочно лежащих камней.

2. Площадка для спуска должна быть удобной и прочной, а острые скальные ребра предварительно обработаны.

3. Путь спуска по возможности должен миновать сыпучие участки с неустойчиво лежащими камнями.

4. Конец спусковой веревки должен доставать до площадки и завязан узлом, где ее можно нарастить для дальнейшего спуска. Это обеспечивает спуск до следующей площадки и предохраняет от падения при неправильном применении веревок.

5. Спускающийся турист должен быть в специальной одежде с каской на голове, должен находится на самостраховке с помощью репшнура и по возможности на верхней страховке.

6. Спуск производить путем движения по скалам без прыжков, медленно.

7. При спуске дюльфером не опускать таз ниже точки опоры ногами.

8. Ноги не должны быть сомкнуты и сильно согнуты в коленях.

9. Избегать закручивания тела, не отпускать регулирующую спуск руку.

10. Не допускать резкого ослабления и фиксирования веревки.

11. Организацию спуска по веревке производить только после наведенной самостраховки.

12. Диаметр основной веревки должен быть больше, чем вспомогательной. Это способствует лучшему затягиванию узлов при нагрузках.

13. Приземляться внимательно, легко и устойчиво, чтобы не потерять равновесия и не получить травму.